Давайте для начала разберемся, что такое реакция. Реакция – это антоним слову проакция, одна из самый распространенных привычек человека или бизнес-команд (как группы людей) взаимодействия с действительностью. Эта привычка проявляется каждый день, а особенно в момент изменений – таких, как кризис. Когда прогнозируемые цели ясны, а бюджет расписан – будущее предсказуемо. Как только на накатанной колее, проложенной в сознании каждого участника команды, появляются непредвиденные изменения - возникает реакция. В этот момент человек концентрируется на препятствии, расстраивается из-за него и направляет всю энергию на него, а не на цель.

Появляется страх, негативные эмоции, человек начинает действовать так, как привык поступать в прошлом. Он сравнивает эти события с тем, «как все должно быть» в его голове, находит несовпадения с прошлым и ожидаемым, сопротивляется – и вот он готовый кризис, основанный на реакции. Прошлый опыт перестает работать в новых условиях – новые препятствия требует новых ходов.


Что делать в сложившейся ситуации? Единственный выход – стать проактивным. Проакция –это принятие того, что есть, таким, какое оно есть. Это несопротивление внешним обстоятельствам и среде, принятие условий как совершенно нормальных.

Как только возникает мысль о кризисе, первое, что нужно сделать - обнулить все те ожидания, которые есть на данную минуту, и начать действовать с нуля. При этом важно конценрироваться на своих сильных областях: настрое персонала, клиентском сервисе, новых рынках, программах лояльности. Чем быстрее мы (как руководитель или компания) действуем проактивно и заново ставим цели  исходя из ситуации, тем большее конкурентное преимущество мы получим.

Второе – задать себе вопросы: какова цель команды, на что мы можем влиять в этих условиях, что в команде мы можем добавить, перестроить, изменить? Когда проясняются эти цели, у людей появляется выбор, что делать для достижения этих целей. Тогда, действия приводят к определенным результатам – получая их, мы сверяем, движемся ли мы к осуществлению своей цели. Если нет, это нужно принять, скорректировать цель или оставить ее прежней. Как только мы добиваемся финального результата, то выходим из замкнутого круга и двигаюсь по понятным для нас рельсам, пока на пути не появятся очередные изменения.

Чаще всего во время кризиса люди ставят под сомнение несколько вещей. Во-первых, высокую зарплату: «Я больше не уверен, что получу хорошие бонусы». Во-вторых, гарантию занятости: «Наверно, в кризис меня сократят». В-третьих, человек не уверен, что работа все еще будет интересной: «Закрутят гайки – работа станет беготней, а на творчество времени не останется». Наконец, дальнейшие перспективы становятся туманными.

Как поддержать людей в такие моменты?

  1. Вовлечь в цели, в которые они верят.
  2. Отказаться от неавторитарного управления, а наладить партнерскую работу в команде, где сотрудники участвуют в мозговых штурмах и влияют на принятие решений.
  3. Благодарить за любую идею и инициативу, а не наказывать за ошибки.
  4. Поддерживать атмосферу в команде. Во время кризиса компании снижают издержки на корпоративы и праздники, что еще больше усугубляет и без того невдохновленного сотрудника. Имеет смысл экономить, находя другие способы, давать ощущение, что люди не винтики в большом механизме, а члены одной семьи.

Кризис – идеальное время проактивности. Представьте себе хоккей. Если российский опытный игрок вдруг попадает в другую команду и становится хоккеистом другой страны, он оказывается в непривычной для себя ситуации, где прежние приемы и фишки не работают. Все, что ему остается – начать действовать с нуля: ему нужно подучить язык, изучить приемы партнеров по команде, овладеть новой техникой.

Если мы говорим о бизнесе в целом, какие проактивные цели нужно ставить во время кризиса? 99% собственников скажут, что это получение прибыли. Но если заглянуть в классический учебник по менеджменту, там написано: цель бизнеса – создание своего потребителя. Деньги, которые получает бизнес, лишь показывают, насколько бизнес нужен людям. Если предприниматель получает мало прибыли или доходов, это говорит о том, что то, что это никому не нужно. Любой кризис с точки зрения системы имеет очень правильную функцию. Кризис выметает из рынка бизнесы, которые в данных условиях не нужны обществу, от которых имеет смысл отказаться. Именно поэтому в это время важно концентрировать внимание не на том, как продавить, прогнуть или обхитрить партнеров, а сконцентрироваться на том, что отдать. Как я, как руководитель, могу вдохновить своих сотрудников? Что сейчас наиболее ценно для моих клиентов и как из поддержать? Найдя ответы на эти вопросы, по окончании кризиса вы выйдете из него с новыми качествами. Например, вы сделаете услуги более качественными, а атмосферу в команде - более дружественной. Это и есть проактивность в кризис и создание задела на будущее.



3 августа 2015

ссылка на источник



Вернуться к статьям