Не удалёнкой едины: наши выводы после самоизоляции

Не удалёнкой едины: наши выводы после самоизоляции

13 минут на чтение 3820

Удалёнка и онлайн-образование ворвались в жизни людей стремительно. Бизнесам, школам, университетам — всем пришлось подстраиваться под новые реалии без особой подготовки, переобуваться прямо в воздухе. Что из этого вышло?

Дистанционное обучение, или Почему онлайн не заменит офлайн

Как сказала известный учёный в области нейронауки Татьяна Черниговская, «иллюзия насчёт того, что всех научат только онлайн — это иллюзия». Она отметила, что ни один крупный университет мира никогда не перейдёт полностью на онлайн-обучение, несмотря на то, что в этот период все вынуждены были перестроиться. Потому что, несмотря на все плюсы, образование это не просто информирование, а формирование личности.

Да и в целом, система образования оказалась не готова к такому резкому переходу, причём даже онлайн-школы, которые специализируются на дистанционном обучении.

Образовательный центр MAXIMUM провёл в апреле опрос, который показал, что 80% учителей столкнулись с проблемами дистанционного обучения. Причины такие:

  • нехватка компьютеров и мобильных устройств
  • технические проблемы в школах
  • отсутствие опыта работы в интернете

Участников опроса попросили также оценить готовность школы, учителей и учеников к дистанционному обучению. Школы и учителя получили в среднем 2,78 из 5 баллов, ученики — 2,46 из 5 баллов.

Ещё один опрос провёл ОНФ среди школьников от 13 до 18 лет и их родителей в конце марта, когда все только перешли на онлайн-обучение. Результаты такие:

  • 88% детей сообщили, что онлайн-платформы для обучения работают с перебоями
  • 60% подростков не хотели бы постоянно учиться удалённо
  • 6 из 10 отметили, что учиться в классе интереснее, чем дистанционно
  • 65% учащихся заявили, что, находясь в школе, проще запоминать и понимать новый материал
  • 77% школьников отметили увеличившийся объём заданий для самостоятельной работы
  • 49% пожаловались на то, что они стали больше уставать

Дистанционка подошла примерно четверти учеников — они выразили желание и дальше учиться из дома. При этом 40% отметили, что на удалёнке учиться психологически более комфортно.

Что касается родителей, то:

  • 70% заявили, что дистанционка не может заменить школу
  • 48% отметили, что из-за неготовности детей к самоорганизации ощутили на себе чрезмерную нагрузку
  • 62% сказали, что у их детей снизилась мотивация к учёбе

Сооснователь Mail.ru Group Дмитрий Гришин в интервью TechCrunch охарактеризовал ситуацию с дистанционным образованием детей ёмко — катастрофа. И отметил необходимость физического присутствия участников обучающего процесса.

Бесплатный контент: перенасыщение знаниями

Мы заметили вот какую тенденцию. В страстном желании отвлечь людей от паники, разные сервисы и площадки открыли бесплатный доступ к своим курсам. С одной стороны — полезно. С другой, когда спрашиваешь человека: «А зачем ты посмотрел вот это бесчисленное количество вебинаров?». И он отвечает: «Не знаю, они бесплатные». То есть многие просто напичкали себя информацией без понимания зачем (!), без знания того, куда её реально применить. Это создало в голове ещё больший хаос и непонимание что вообще происходит, усталость от всего и вся, выгорание эмоциональное и интеллектуальное.

Вице-президент Crimson Education Эндрю Вутен привёл такую статистику: меньше чем 3,5% людей, которые начинают бесплатные курсы, их действительно заканчивают. А это значит, что человек, который начал 3 бесплатных курса и ни один из них не завершил, вряд ли захочет заплатить за 4-й.

Бизнес-образование: удалось ли перестроиться

В бизнес-среде есть некоторое отторжение от онлайн-форм обучения, к которым пришлось прибегнуть в период пандемии. Об этом в недавнем интервью РБК рассказал президент бизнес-школы «Сколково» Андрей Шаронов. По его словам, многие предприниматели готовы ждать столько, сколько нужно (даже полгода), лишь бы вернуться к «живой» работе.

Об этой тенденции говорит и основатель Business Relations, бизнес-тренер Владимир Герасичев, отметив, что будучи в первую очередь тренером для бизнес-команд, его работа заключается в том, чтобы собрать вместе главных людей в компании и научить их взаимодействовать друг с другом.

— В данном случае нам важно не прочитать онлайн-лекцию или рассказать какие-то фишки, а именно высветить то, как они реально работают друг с другом. Надо видеть их живое общение, снимать их невербальные реакции, замечать то, что они доносят друг до друга между строк, — поясняет бизнес-тренер. — Поэтому многие наши клиенты и партнёры ждали возможности выйти в офлайн, чтобы команда поработала с тренером.
Сейчас очень чётко вырисовывается картинка, что офлайн-образование, «живой» опыт — это нечто практически элитарное, доступное не каждому, нечто, что мы просто не ценили раньше. В то время как онлайн теряет из-за отсутствия полного спектра чувственных ощущений и проживания определённых ситуаций здесь и сейчас.

Индустрия развлечений

Никогда ещё люди не чувствовали себя настолько скучающими: ни походов в кино, ни концертов, ни ресторанов, ни поездок и прочих развлечений на любой вкус и цвет, которыми обычно переполнен рынок event-индустрии. Вместо этого — тот же онлайн.

Да, мы можем посмотреть классные постановки Большого театра, пройтись по Третьяковке вместе со Шнуром, но во всём этом остаётся некая половинчатость. И все быстро поняли, что онлайн-концерты никогда не сравнятся с живыми.

— Можно посмотреть запись концерта, и звук даже будет лучше, но ничто не заменит атмосферу концерта. Ничто никогда не заменит ту энергетику зала, общего единства, эмоционального порыва, драйва, страсти, которую мы испытываем, когда мы в офлайн. В онлайн нет совместного переживания,
— добавляет Владимир Герасичев.

Но event-сфера в период пандемии — это болезненный вопрос не столько для потребителей, сколько для владельцев бизнесов, которые на несколько месяцев просто выпали из экономической цепочки. И никаких перспектив в этой связи пока нет.

Бизнес в условиях выживания

«Если бы я знал, что так будет, заранее бы купил акции Zoom» — подобные шуточки стали обычным делом в эпоху пандемии. Ряд компаний, конечно, хорошо заработали: онлайн-ретейл, IT, доставка. Но как выжить тем бизнесам, которые оказались в ситуации полной стагнации? Где часть сотрудников оказались без работы, другая часть отправилась в неоплачиваемый отпуск, третьей — снизили зарплату.

Несмотря на то, что сейчас нет данных о массовом закрытии бизнесов, говорить о том, что всё миновало, рано. Во-первых, процесс официального прекращения деятельности не из самых быстрых. Во-вторых, те предприниматели, что ещё на плаву, выйдут сейчас из самоизоляции и попытаются спасти то, что осталось. Кто с этим справится — покажет время. Поэтому риск того, что волна закрытий нахлынет чуть позже — весьма велик.

Прелести удалёнки

С другой стороны, компании, которые смогли сравнительно легко перейти на удалёнку, получили ценный опыт, позволивший им оптимизировать бизнес-процессы, оценить необходимость расходов на офисы и их обеспечение.
  • Так, например, в начале мая Google и Facebook разрешили своим сотрудникам работать удалённо до конца 2020 года, тем же, кто захочет вернуться в офис, в компании пообещали создать безопасные условия уже в июне-июле.
  • Twitter разрешил сотрудникам удалёнку навсегда (тем, кому этот режим подошёл, конечно). Глава Twitter Джек Дорси заявил, что люди справляются с работой в таком режиме, поэтому, если их обстоятельства позволяют им работать из дома и они хотят продолжать, руководство позволит это. Что касается офисов, то их компания планирует открыть не раньше сентября.
Но у удалёнки, конечно, нашлась и обратная сторона. Аналитик Хосе Р. Убието называет новую форму усталости современности — «утомлённые Зумом» или усталость от видео-звонков. И несмотря на то, что люди работают из дома, в конце дня они ощущают себя не менее истощёнными, чем если бы находились в офисе. И даже больше. Антиплюсом к этому и расплывшийся график, в который нужно как-то умещать стандартные рабочие задачи, семью и быт.

В Facebook, кстати, выяснили, что порядка 40% сотрудников хотят быть на удалёнке фулл-тайм. Но более 50% ждут как можно более скорого возвращения в офисы. По прогнозам главы компании Марка Цукерберга, в течение 5-10 лет половина сотрудников компании перейдут на онлайн-формат работы.

Как у нас?

Ряд российских компаний также рассматривает различные варианты возвращения в офисы, вплоть до того, чтобы перевести всех сотрудников на удалёнку. Но, как отмечает ТАСС, многие и до самоизоляции имели большой опыт работы вне офиса.

Так, например, стратегия развития Qiwi предполагает, что практически все сотрудники могут работать из дома при согласовании с начальством. Сейчас Qiwi рассматривает возможность расширить эту практику вплоть до того, что сотрудники смогут работать удалённо постоянно при должном выполнении своих обязанностей.

Пока же сотрудникам разрешено работать из дома до осени, также, как и работникам «Яндекс» и Mail.ru Group. В Mail.ru Group также отметили, что удалённый режим работы в целом хорошо себя зарекомендовал, не уменьшив, а даже временами повысив эффективность работы.

В «Лаборатории Касперского» на удалёнке сейчас 95% сотрудников, и компания не планирует отказываться от такой практики время от времени. В «Ростелекоме» в самоизоляции на удалёнке работали 50 тысяч человек, в МТС порядка 30 тысяч, в «Мегафоне» 15 тысяч, в Tele2 — 8 тысяч.

О дальнейших шагах каждая компания высказывается весьма осторожно, но в «Билайне», например, отметили, что в компании существует специальная программа BeeFREE, которая позволяет несколько дней в неделю работать удалённо. В докарантинное время ей пользовались 60% сотрудников.

Согласно исследованию Райффайзенбанка в области малого бизнеса, только 8% предпринимателей считают удалённую работу своим новым основным форматом. 65% опрошенных намерены вернуть всё как было прежде, а 27% хотят вернуть в офлайн часть процессов. При этом в компаниях намерены более осознанно относиться к пространству — теперь каждый метр на счету, ведь даже если он пустует — за него надо платить.

По данным экспертов, из дома продолжат работать около 25% сотрудников. При этом, ввиду оптимизации процессов, на 3-4 кварталы 2020 года ожидается пик спроса на коворкинги.

Что будет дальше?

— Онлайн — это реальность, которую сложно игнорировать, она догнала нас. — считает Владимир Герасичев. — Думаю, что в будущем онлайна будет больше. Это неизбежно, не только из-за пандемии, а, в принципе, из-за прогресса и скорости общения. Из-за того, что мы экономим массу денег, времени. Да, есть какие-то вещи, которые мы теряем — это неизбежно. Но есть очень много плюсов, которые мы приобретаем: скорость, личный контакт с фокусировкой на конкретных задачах конкретного человека.

При этом бизнес-тренер поясняет, что несмотря на все плюсы, онлайн это «дополненная реальность», которая в сфере бизнес-образования, не заменяет, а лишь дополняет «живые программы».

— У этих форматов разные цели и задачи, но одно очень хорошо дополняет другое. Это два разных процесса, две разные эмоции и два разных результата. За время самоизоляции я, например, провёл в общей сложности больше 300 консультаций. И могу однозначно сказать, что они эффективны, но они другие. Онлайн — это более адресная, индивидуальная работа.

В то же время сейчас я понимаю, что за 3 месяца разговаривал с людьми как минимум из 10 стран — мне звонили из Америки, Канады, Великобритании, Арабских Эмиратов, Финляндии, Норвегии, Казахстана, ряда европейских стран. Причём мы проводили онлайн-консультации с компанией, сотрудники которой работают всегда на удалёнке. И все они живут в разных странах. Я понимаю, что нам удаётся встроить свои знания в этот формат.

Я даже думаю, что надо выделить один день в неделю, куда надо ставить онлайн-консультации, до этого у нас такой опции вообще не было, мы проводили индивидуальный коучинг и индивидуальное работу всегда с глазу на глаз.

Жизнь после пандемии: что важно знать?

Что будет востребовано после пандемии, когда предприниматели и менеджеры будут входить в привычный ритм работы? По мнению бизнес-тренера Business Relations Арсена Рябухи — это soft skills. Будучи экспертом в области change management, Арсен подчёркивает, что в нынешнее время максимально важны не столько знания и навыки, сколько умение человека выживать в так называемом VUCA-мире, мире, где постоянные изменения и турбулентность стали нормой.

А это значит, что сейчас нужно «качать» такие качества, как: адаптивность, креативность, коммуникабельность, сейчас, как никогда, важно уметь выстраивать отношения и договариваться, уметь вести переговоры.

Аналогичную точку зрения о важности так называемых «гибких навыков» высказал РБК и президент бизнес-школы «Сколково» Андрей Шаронов.

— Мы видим, что сейчас спрос на всё, что называется «soft skills», компетенции, связанные с нашими личными качествами, способностью понимать, общаться, выстраивать отношения, вести переговоры, чем такие традиционные вещи, как менеджмент, финансы и учёт, корпоративное управление.

Важно понимать, что момент сейчас — это беспрецедентная ситуация для современного человека и предпринимателя, в частности. Постоянно находясь в ситуации большей или меньшей неопределённости, все мы должны к ней привыкнуть, как-то жить и учиться принимать решения.

— Как это ни странно, но я благодарен этой ситуации за те трансформации, которые произошли у меня в голове, — говорит, подводя итоги, Владимир Герасичев. — Открылись прекрасные перспективы и для нас как для компании, и для наших клиентов (такие сессии проводить быстрее и проще в онлайн). Опыт, который мы получили — колоссальный.

ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК


ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ



Дата этого мероприятия пока не определена.
Следите за новостями и расписанием.
ОК, СПАСИБО Записаться в лист ожидания
Выберите дату:
Вы:
Отправить запрос
Заявка на корпоративную программу
Заявка на тестирование