Корпоративная культура безопасности и её оценка без использования трудных методик
Управлять можно только тем, что можно измерить
Питер Друкер
Международная консультативная группа по ядерной безопасности (INSAG) ввела в 1986 г. определение «Культура безопасности» в финальном отчете о причинах и последствиях аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
«Культура безопасности - это характеристики и аттитюды компаний+ и её сотрудников, регламентирующие приоритеты и значимость для проблем безопасности на атомной станции».
Аттитюды (attitudes) - это комплекс социальных установок и ценностей сотрудников компании, их взаимоотношения друг с другом, которые формируют их линию поведения, трудовую дисциплину в рамках безопасного труда. Согласно оценке характеристик сотрудников, занятых в атомной отрасли.
Международные компании оценивают сегодня всё, в том числе и здоровье сотрудников. Любой страховщик знает, сколько стоит любой страховой случай, цена травм зависит от степени тяжести. Страховые компании четко считают стоимость переломов и повреждений любых участков тела согласно страховой суммы застрахованного и таблицы «Телесные повреждения в результате несчастных случаев». Я считаю, что здоровье+- бесценно.
Термин «эффективная культура безопасности» рассмотрел Дж. Ризон в 1997 г. как культуру информированности (informed culture), от которой зависит компетентность сотрудников.
Характеристики информированности сотрудников:
• Отношение лидеров (руководящего состава) к вопросам культуры безопасности,
• Открытость в вопросах безопасности на всех уровнях компании,
• Взаимоотношения в компании, построенные на справедливости,
• Участие всех сотрудников на каждом уровне компании,
• Регулярное повышение квалификации в компании,
• Результативность принятия каждого решения,
• Мониторинг сроков выполнения решений, проверка отчетов и необходимость обратной связи.
Чтобы оценить культуру компании в сфере безопасности, присмотритесь, какое отношение в компании заложено к вопросам охраны труда, мероприятиям по улучшению рабочих мест, развитию культуры безопасности.
Для формирования культуры безопасности важно построить в компании справедливые доверительные отношения, которые станут стимулом для сотрудников.
В зависимости от того, как в компании сформировано отношение к аспектам вины и наказаниям, выстраивается культура предоставления сообщений. По мнению Дж.Ризона, базой культуры безопасности в компании является отношение к наказаниям. При регулярных наказаниях у сотрудника формируется чувство вины. Оно крепнет при каждой последующей ошибке, при этом санкции в отношении сотрудника увеличиваются, а его доверие к компании уменьшается. При постоянном чувстве вины сотрудника вопросы безопасности уходят на второй план
Применяются санкции в адрес работника, которые не приносят нужного результата. Информация о состоянии и условиях рабочего места не доводится до руководства компании в полном объеме, не выявленные организационные недостатки накапливаются. Потенциальные «предвестники» негативных событий копятся, уязвимость защитных барьеров нарастает. Производственные ошибки с человеческим фактором повторяются, зачастую с отягощенными последствиями.
Список индикаторов, отражающих уровень культуры безопасности в компании:
1. Новые сотрудники проходят стажировку на сложных производственных участках. Ни один из сотрудников компании не будет поставлен на сложный опасный производственный участок без адаптации, независимо от формата форс-мажора, аврала и прочих причин несоответствия сроков выполнения плана. Адаптация занимает от 5 до 10 смен.
2. Оборудование должно обслуживаться согласно отраслевым регламентам и (или) инструкциям завода производителя. Главный механик может остановить рабочий процесс для ремонта оборудования независимо от степени загрузки производственного оборудования в любой момент в целях безопасности.
3. В организации существует возможность организовать дорожки для перемещения работников в цехе небезопасным путем.
4. В организации существует возможность скорректировать технологический процесс, чтобы обезопасить работу сотрудников.
5. Не придается значение опасным местам на предприятии. Причины: отсутствие финансирования, нехватка времени. Всё это негативно скажется на показателях производительности.
6. Формальный подход к обучению в области охраны труда, чаще всего подписи в журналах, без отрыва сотрудников от производственного процесса (онлайн).
7. В случае технологической реструктуризации аспекты безопасности не рассматриваются в пользу производительности.
8. У менеджеров компании в приоритете производство. Программы безопасности отходят на второй план. Весь функционал, и, как следствие, ответственность за безопасность на производстве ложится на HSE (отдел охраны труда).
Компаниям нужно понимать, что сотрудники на «передовой» (оперативный и ремонтный персонал) зачастую не инициаторы аварий (происшествий, инцидентов), а в большинстве своем «наследуют» потенциально опасные ситуации, развивающиеся на протяжении определенного времени. Ошибки человека в сложных производственно - технических условиях всегда будут присутствовать в той или иной степени, их количество может сокращаться, если корректировать условия работы. Это и есть важная задача формирования культуры безопасности.
Автор: Денис Кузьмин, руководитель проекта «Осознанная безопасность»